Во времена викингов самым обычным делом было просиживать за пиршественным столом ночь напролет. В Исландии на такие «посиделки» было обязательным приглашать всех родичей, а в Норвегии — ещё и соседей из близлежащих хуторов.
Пиво (ølu, öl), мёд (mjöd, mjöl) или брага (brugg, brygg) в эпоху викингов являлись частью языческой религии. Пенный напиток был даже не «украшением» обрядов, а предметом самого настоящего культа. Еда и питье всегда посвящались какому-либо богу — Одину, Тору или Фрейру, а после принятия христианства — Иисусу Христу, Деве Марии или святому Олафу.
С течением времени, вошло в традицию подавать пиво на всех пирах, уже не имевших культового и ритуального значения. На подобных сборищах германцев потреблялось невиданное количество пива. Тацит пишет, что у германских народов не считается зазорным пить день и ночь напролёт. Такие серьезные дела, как покупка и продажа усадьбы, помолвка и обсуждение приданого, выбор конунга (короля) и выплата виры обсуждались за пиршественным столом.
Из письменных свидетельств более позднего времени можно узнать много интересного об употреблении пива в Исландии и Норвегии.
В описываемые в первоисточниках времена пиво варили для важных и праздничных событий, каковыми являлись Jól (Йоль — средневековый праздник зимнего солнцеворота, празднуется 21 — 22 декабря. Позже наименование было перенесено на Рождество), свадьбы и рождения детей, поминки, праздник середины лета.Пиво подавали в качестве особого приветственного напитка. Пиво к тому же было необходимой составной частью питания. Варка пива была своеобразным ритуалом, основной целью которого являлось удержать злых духов вдали от напитка. Истины ради, надо заметить, что обычное пиво, сваренное дома, не было каким-то особенно вкусным напитком. Совсем иное дело — медовое пиво, или мёд, которое варили в усадьбе конунга или ярла (графа).
Одним из «великих» искусств во времена викингов было умение пить, но при этом не напиваться (кстати, это искусство остается необходимым везде и всегда). В знаменитой древнеисландской «Саге об Эгиле» говорится, что Эгиль Скаллагримсон был первым во всём — в том числе и на пиру. О слепом короле Ререке сообщается, что мог он на пиру перепить любого и спаивал всех, кто сидел подле него.
В «Саге об Олаве Тихом» из «Круга Земного» о конунге Олаве: «Все говорят, что не было мужа более красивого или видного, чем он. У него были красивые и золотистые, как шелк, волосы, пышущее здоровьем тело, очень красивые глаза и соразмерное сложение. Он был обычно немногословен и не любил говорить на тингах, но был не прочь попировать и пивом был разговорчив и приветлив».
Хотя викинги прославляли пиво в своих сагах (легендах) и висах (стихах) и любили похвастаться стойкостью, в реальности же они осуждали пьянство. Причем очень конкретно. В «Законе Гулатинга» говорится, что человек находится в своей силе и может считаться здоровым до тех пор, пока может пить пиво на пирах, держаться в седле и вести разумные речи. Если он не может делать вышеперечисленного, то тогда наследники вправе требовать передачи его имущества им под опеку.
Позже, с приходом христианства, борьба с пьянством стала развиваться. По предложению епископа Эйнстейна и с согласия ярлов и хевдингов (вождей рода) был принят закон, по которому надлежало «являться на тинг в трезвом состоянии и поститься во все время тинга. Кто же нарушит этот закон и будет уделять еде и питью более внимания, чем происходящему на тинге, дело того в этом году разбираться не будет... Кроме того, на тинг запрещается привозить пиво как для собственных нужд, так и для продажи». Но что характерно и весьма забавно: «…если же пиво всё-таки будет привезено на тинг, то выливать его не следует, а следует разделить между всеми собравшимися».
Кстати, стоит заметить, что пиво викинги пили только по праздникам. Например, англы, плававшие в Норвегию, рассказывали своему епископу Вильяму, что никому из них не удалось получить иного напитка, нежели смешанного с водой пива.